www.KUDALI.da.ru

Некоторые аспекты размышлений мусульманского мыслителя  А. Ахтаева о тенденциях мирового развития.

Ахмад-Кади  Ахтаев оказавший несомненное влияние на развитие мусульманской политической мысли России, является автором множества научных статей и докладов с 1990-98 гг. В 1990 на первом съезде мусульман СССР в г. Астрахань Ахмад-Кади, был избран председателем «Исламской Партии Возрождения». Он был редактором газеты «Единение», а также председателем редакционного совета журнала «Мусульманская цивилизация». Это произвело огромный эффект в российском мусульманском сообществе. Ахмад-Кади Ахтаев родился в 1942 г. в с. Кудали, Гунибского района. Выпускник Дагестанского мединститута, по специальности, врач-невропатолог. Умер он в 1998 г.

В своих идеях Ахмад-Кади пытается предложить конструктивные решения во многом кризисной ситуации, в которой находится мусульманское сообщество, и человечество в целом. Он признан в научном мире как мусульманский ученый, прекрасный знаток Корана, Сунны, философии, политологии, истории Ислама и Запада. Ахмад-Кади являлся участником, докладчиком Женевской, Хартумской, Московской, Стамбульской, Лондонской конференций и других научных форумов, посвященных современным проблемам мусульман. Особенностью творческой деятельности Ахмад-Кади, как ученого мыслителя, является единство власти, знания и литургии (ибадат). Диапазон изучаемых ученым проблем, был весьма широк и во времени, и в пространстве. Во времени они включали в себя эпохи, начиная с пророков Моисея, Христа и Мухаммада с.а.в., и завершая периодами коммунизма и капитализма. Этому способствовала его удивительная трудоспособность и мощный его талант, проявившиеся во многих областях его творчества.

Особое внимание Ахмад-Кади уделял процессам, протекающим в мусульманском пространстве, связанным с кризисом идентичности. В течении последних 100 лет Ислам безжалостно и последовательно изгонялся на минимальную роль в ведении государственных дел, экономики и международных дел.  По его мнению: «мусульмане, живя в смешанном обществе вместе с немусульманами, подвержены тем же грехам и порокам, совершают те же преступления, и среди них распространяются разобщенность, разврат, азартные игры, алчность, невежество. Они гоняются за призрачными материальными благами, переступая все предписания Шариата: ущемляют близких, враждуют между собой, спорят, доносят друг на друга...» 1.

Какие же факторы привели к падению авторитета Шариата и утверждению неисламских режимов. По убеждению мыслителя, решающее значение в этом имел «отход мусульман от Корана и Сунны, как, когда-то иудеи и христиане служили Творцу верой и правдой, но потом они отошли от пути Аллаха  и заблудились, отвергли посланников, пошли за раввинами и монахами, и оказались под гневом Аллаха» 2. Для того чтобы изменить существующее положение в лучшую сторону, люди сами должны измениться. Ученый приводит айат из Корана: «Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты (Аллах) облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев (иудеи), и не заблудших (христиане)». (Сура Открывающая, аяты 5-7)

Упоминаемое в Коране - писал Ахмад-Кади, - прямая дорога - это конкретная, реальная дорога облагодетельствованных Аллахом. По сравнению с другими религиями Ислам - представляет собой соединение земного и небесного, мирского и духовного, разума и интуиции, веры и науки, индивидуализма и коллективизма.

Немусульманина в Исламе удивляет тот факт, что религия может проникать во все стороны человеческой жизни. Традиционная религия рассматривается в западном мировоззрении, как одна из сфер человеческой деятельности.

Мыслитель утверждает, что так называемая светская жизнь, т.е. деление деятельности и мировоззрения людей на религиозные и светские очень искусственны и условны. «Организация человеческого духа такова, что нерелигиозное мировосприятие для него невозможно. Закон Всевышнего Аллаха таков, что если человек не придерживается таувхида (единобожия), то он непременно должен впасть в ширк (многобожие). В настоящее время, главное божество, которое придумали западные политические мыслители, деятели - демократия. Все остальные (коммунизм, фашизм и др.) божества ниже рангом. Это яркий пример того, что человеческая вера направлена к творению и домыслам человеческого ума. Это и есть язычество» 3.

Следовательно, если весь образ жизни, все устремления, все миропонимание, вся деятельность, вся надежда и любовь направлены на нечто, то это нечто ... и есть объект поклонения, это и есть божество.

По мнению мусульманского ученого, в качестве объекта поклонения, если им не является Единый Творец, выступают различные идолы.

Ахмад-Кади охарактеризовал значение слова «религия», отличное от того, что мы находим в современной философской и политической литературе. Религия (Дин), по мнению ученого, переводится с арабского языка как убеждение, приверженность к чему-либо, плата, обычай, поклонение, подчинение, послушание, взять верх, поведение (то есть так, как мы выражаем свое поклонение Аллаху).

«Вера - писал мыслитель - заложена в человеке изначально, и ее нельзя выбросить, стереть. Вектор веры, если исходить из ее истинной природы, должен быть направлен к Единому Творцу. Но при наличии определенных условий, способствующих притуплению разума, вера меняет свою направленность в сторону язычества» 4.

Из этого следует, что все оттенки значения этого слова убеждают нас в том, что, как бы человек ни отрицал свою приверженность к религии, вне религии его попросту нет. Когда он отрицает существование Бога, он поклоняется придуманным богам, он многобожник.

Каковы же пути и перспективы дальнейшего развития человечества? Изучая общественно-политические процессы прошлого и настоящего, мыслитель, пришел к выводу, что «вся история человечества есть не борьба классов, не смена надуманных формаций, не произвол великих личностей, управляющих по своему хотению стихией масс. История - это реализация божественного провидения, стержневым элементом которого является борьба единобожия и язычества ...» 5. Это борьба - по мнению ученого - продлится до самого Судного Дня. «И будущее человека, воздаяния ему будут зависеть от того, к какой стороне он примкнет, какой духовный капитал приобретает, как распорядится он своей свободой. А самое главное - нейтральность в этой борьбе не предусмотрена» 6. Ученый приводит айат из Корана: «Мы повели его (человека) путем либо благодарным, либо неблагодарным». (Сура Человек, аят 73).

При этом, - заключал Ахмад-Кади, - большевизм, фашизм, капитализм, либерализм, национализм, демократия, это разновидности идеократических диктатур неоязычества, возникших в XX в., вследствие неверия и невежества достигших своей кульминации.

Мыслитель подчеркнул, что Божье Слово полностью заменяется человеческим предположением, фантазией. Ложь стоит у истоков всех заблуждений. «Насилие - инструмент, оружие, при помощи которого ложь старается удержаться у власти, и пробивается она к ней при помощи насилия» 7.

Далее Ахмад-Кади указал, что в рамках своей свободы человек прибегает к насилию после того, как он отходит от Истины. «Отойдя от Истины, ему ничего не остается, как измышлять ложные пути, совершать насилие над естеством, творить зло» 8.

Западная мысль привела к социальным потрясениям, человеческим несчастьям, так, например, две мировые войны, унесшим около 50 млн. человеческих жизней, а также усиления обострения нравственных проблем, беззастенчивому распространению ложных идей, ценностей. «Новый мировой порядок», который навязывается всему человечеству - это религия, о которой вслух не говорят. Логика рынка, приведшая к резкому нарушению равновесия между Севером и Югом, накоплению огромных богатств на одном полюсе, и нищете на другом, варварскому уничтожению природных ресурсов.

Исследователи допускают существование нескольких «фронтов» межцивилизационных столкновений. Однако линии их размыты, поскольку разразившийся кризис демократических ценностей и идеологический вакуум, возникший после распада социалистического блока, стали благодатной почвой распространения на Западе Ислама, отличающегося наиболее рациональным вероучением и реалистичным подходом к решению повседневных задач.

В своем докладе «Американский гегемонизм и Исламский традиционализм: перспективы диалога», мусульманский ученый Эльмир Кулиев пишет: «Ислам на сегодняшний день представляется единственной системой, которая, сохранив идентичность и стремительно расширив своего влияния, представляет угрозу для глобального господства западной мысли. Поэтому наиболее выраженная линия разлома, по нашему мнению, проходит между либерально-демократической и мусульманской цивилизациями» 9.     

Поэтому крайне важно противопоставить западной мысли действенную и конкретную по характеру, более благостную и целостную по содержанию систему идей.

Такая система идей, считает Ахмад-Кади, сосредоточена в Исламе. Ему присуще стремление утвердить на земле ценности и понятия (единобожие, справедливость, равенство, свобода выбора) преодолевающие эксплуатацию человека человеком, достойного человеческого существования и незыблемых прав (социальных, экономических, политических, гражданских).

Ученый, мыслитель связывает все проявления неоязычества с прошлым, а не с будущим. Ни в области внешней политики, ни в области основных начал экономической политики. За лозунгами современных глобализационных процессов, скрывается по существу метафизика «вечной борьбы».

Рост влияния Исламского возрождения в мусульманском мире, повлек за собой изменения политических приоритетов на Западе. Западная философская мысль, наряду с российской не терпят сосуществование иных ценностей. Для общественного сознания иудео-христианского мира было характерно неприятие Ислама как такового, то для мусульман Моисей и Иисус истинные пророки, которые вели свои народы к Истине, возвещенной Кораном. В такой ситуации крайне важно предотвратить эскалацию конфликта. Культура диалога не чужда мусульманской цивилизации. В Священном Коране говорится: «Скажи (Мухаммад с.а.в): «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». (Сура Семейство Имрана, аят 64).

Из этого аята следует, что диалог между цивилизациями возможен только на основе принципа справедливости, равноправия и взаимного уважения.

Ахмад-Кади один из первых российских мусульманских ученых привлек внимание на причину решения межнациональных, межконфессиональных  конфликтов на Северном Кавказе, и в мусульманском мире в целом. По его мнению: «в решении этих проблем Ислам, конечно, предусматривает свой механизм, но на сегодня не Ислам и не мусульмане решают эти проблемы, они, по сути дела, отстранены от решения насущных задач, получив «кость» никчемных «проблем». Эти проблемы решают многочисленные «западные эксперты и специалисты», съевшие собаку на таких вопросах» 10.

По убеждению Ахмад-Кади, в настоящее время в Исламе проявляется мощный импульс возрождения. Исламская мысль активно вторгается в новые для себя теоретические области, осваивает политологию, социологию, экономику опираясь при этом на Коран и Сунну. «Исламские мыслители не следуют за выводами западных коллег: они активно переосмысливают их результаты на иных методологических основах» 11. С учетом того, что политическая элита стран Запада выделили Ислам в качестве основного врага, а это обрекает мусульман на цивилизационное, геополитическое и духовное уничтожение, мусульманин, - пишет ученый - обязан, где бы он не был осознавать себя политиком, для которого не безразлична судьба мусульманского сообщества в мире. Для мусульман  характерно негативное отношение к существующему миропорядку как к дискриминационному по отношению к народам и странам «третьего мира».

Мусульманский публицист Деньга Халидов в своей статье «Кризис протестантизма и войны фундаментализмов» пишет: «Американские неоконсерваторы уверены в праве США на ту огромную долю мировых ресурсов, которую страна потребляет. Они уверены, что это божественная награда. Англосаксонский фундаментализм, подпирает фарисеи Хасидской секты «Хабад». Их грезы о грядущей мессии для «избранного народа», о грядущем и неизбежном мировом господстве... Методология, на которой базируется их образ действий - провоцирование и управление конфликтами. Результат такого видения будущего мира - это перманентная война ради благополучия для избранных... Главный враг этого союза (неоконсерватизма и Хабада) - мир Ислама наиболее в духовном плане способный к сопротивлению» 12.

Таким образом, в размышлениях Ахмад-Кади, содержится глубокий познавательный анализ современности. Смена исторических эпох, по мнению исследователя, характеризуется кризисами, войнами во всех сферах человеческой деятельности.

При этом, по мнению ученого, только здравая духовность, основанная на Божественном Откровении, способна вывести мир из кризисной полосы. Ученый приводит айат из Корана: «Неужели они ищут иной религии, помимо религии Аллаха, в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены». (Сура Семейство Имрана, аят 83).

 

Список использованной литературы.

1. Ахтаев Ахмад-Кади. Прямой путь / Война идей. Москва, 2005. С.10

2. Там же. С.12

3. Ахтаев Ахмад-Кади. Ислам и маски современного язычества / Война идей. Москва, 2005. С.26

4. Там же. С.23

5. Там же. С.21

6. Там же. С.21

7. Там же. С.22

8. Там же. С.22

9. Кулиев Эльмир. Американский гегемонизм и Исламский традиционализм // Сборник материалов научно-практической конференции. Глобализация: проблемы интеграции и диалога между Востоком и Западом. Баку, 2004

10. Ахтаев Ахмад-Кади. Человек - наместник Аллаха на Земле / Война идей. Москва, 2005. С.61

11. Ахтаев Ахмад-Кади. Современное возрождение Ислама / Война идей. Москва, 2005. С.46

12. Халидов Деньга. «Война» фундаментализмов, судьба мира и России. К вопросу о возможности нового синтеза или почему ополчились на Ислам // Политический класс. Москва, 2005. ?8

 

 
История
Личности
Ислам
Ислам и маски современного язычества - Ахмад Кади Ахтаев
Проблемы исламской общины и пути их разрешения с точки зрения Ахмад-Кади Ахтаева
Некоторые аспекты размышлений мусульманского мыслителя А. Ахтаева о тенденциях мирового развития.
Гостевая

 

 

Здесь   может   быть
Ваша
реклама
js5

Календарь графический

Место
для
вашего
объявления!!!

"Студия Дизайна"
Изготовление,
размещение,
обслуживание
WEB-проектов
Мельница из слов
Погода на rp5.ru
Погода на rp5.ru
Погода на rp5.ru
 Copyright © kudaliaspir999@mail.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3