www.KUDALI.da.ru

Хасан Старший (1718-1795)

Хасан Старший из Кудали (нач. XVIII в.),  поэтическое наследие которого является значительным вкладом в историю аварской литературы раннего периода родился в семье крестьянина Хаджимагомеда.

По преданию, Хасан Кудалинский обучался в Согратле, и в начале своего обучения наука давалась ему тяжело. Первый приезд из Согратля запомнился ему надолго. Дедушка, узнав о его трудностях в обучении, так поговорил с ним, что довёл его до психического расстройства. В эту ночь после долгих раздумий и переживаний у него наступило прозрение, и открылась память. После второго приезда из Согратля Хасан поразил деда своими знаниями.

Мухаммад Ярагский в своём сочинении «Асар» приводит множество цитат из трудов арабо-мусульманских мыслителей, в том числе и Хасана Кудалинского.

Саид из Аракани - внук Абубакара из Аймаки (ум. в 1791 г.) с детства воспитывался у своего деда и учился у него грамматике, фикху и хадисам. Позже Саид продолжил изучение риторики, персидского и турецкого языка у лучшего друга своего деда, Хасана Кудалинского. Абубакар – хаджи и Хасан-эфенди составили свой аварский алфавит аджамской системы. Каждый год Хасан Кудалинский ездил в Ахалцих, где собирались учёные. И в одной из своих поездок Хасан Кудалинский взял Саида с собой, чтобы представить почётному кругу учёных, которые собирались для обсуждения новых работ. Это произвело на Саида огромное впечатление, по его словам он очень любил и уважал своего учителя и не забывал до конца жизни.

Другой учёный Назир из Дургели пишет в  своём сочинении «Нузхат ал-азхан фи тараджим улама? Дагистан» о Хасане Кудалинском так: «Хасан ал-Кудали ал-Авари был выдающимся учёным своей эпохи, весьма проницательным человеком своего времени. Он наилучший из достойных, учился у знаменитых людей, которые окружали его ».

По свидетельству Али Каяева, Хасан эфенди был крупным знатоком математики, физики, астрономии, философии и оставил после себя ряд произведений на арабском языке.

Его основная работа «Хашийа ‘ала шарх Талхис ал-мифтах ». Будучи знатоком рационалистических наук, богословия и филологии, он является автором субкомментария на книгу «Ал-Вафия шарх аш-Шафия» («Достаточная для комментария Шафия») по морфологии арабского языка. Автор комментариев по вопросам мусульманского права, в том числе на сочинение Джалаладдина ас-Суйути (ум. в 1505 г.) «Шарх ат-тасбит»; субкомментария из «Шарх ал-Мухтасар» по риторике («Хашийа ‘ала Дибадж ал-Ма‘ани») комментария к теологии. Является автором трактата «Рисала».

Сохранилось несколько рукописей, переписанных им. Это труд Мухаммада ал-Баркави «Изхар ал-асрар» и комментарий Мухаммада Кудутлинского к мусульманской логике.

Хасан Кудалинский  одним из первых создал на аварском языке стихи в жанре «турки». Он тем самым показал возможность аварского языка «потягаться» с арабским языком, на котором принято было создавать стихи в этом трудном жанре. Его перу принадлежит 7 прекрасных стихов (турки) на аварском языке: «Цо лъаалалда жаниб ункъцол хисулеб дунял…» («Времена года»), «Данде Бер къазеанги мун хвалида божуге…» («Не верь смерти»), «Жиндир акълу босарав нахъе енеккуларо…»(«Потерявший разум»), «Леян ахидал ахмакъ нухда нах вуссунаро…» («Того, кого называют дураком, назад не возвращается») и т.д.

В творчестве поэта встречаются традиционные в горском обиходе пожелания и проклятия на аварском языке. Часто он обращается к жанру пословиц, афоризмам, которые особенно отличаются литературной выработанностью. Вполне закономерно, что его двустишия, отдельные строфы вошли в аварский язык, как мудрые афоризмы и пословицы.

Он написал историческое сочинение под названием «Манхул ал-Магази» («Достоверное о войнах за веру»), которое посвящено ранней истории Халифата, ранним арабским завоеваниям, а также жизни пророка Мухаммада. Имеются подробные сведения о происходивших после смерти Мухаммада смутах и кровопролитиях, среди его последователей.

Известно, что Хасан Кудалинский был знатоком астрономии и по преданию, имел редкие для того времени астрологические приборы. Часть, из которых он приобрёл в период пребывания на Востоке, а другая часть изготовлена по его чертежам в Дагестане.  С помощью этих приборов он вёл наблюдения за небесными телами, предсказывая их перемещение, затмения солнца и луны.

Накануне своего отъезда в Мекку он передал эти приборы Нурмагомеду Аварскому, считая, что в Дагестане нет человека, который мог бы обращаться с ними подобно ему. Часть этих приборов хранится в кудалинском музее.

К концу жизни Хасан Кудалинский переехал из своего родного селения в Сирию. Он умер и похоронен в Дамаске приблизительно в конце XVIII в. Место расположения могилы неизвестно.

Творческое наследие, на наш взгляд одной из интереснейших личностей в истории Дагестана, требует глубокого изучения и исследования. В этом направлении предстоит проделать большую поисковую работу для того, чтобы открыть ещё одну сторону богатого исторического прошлого нашего края.

 
История
Личности
Магомедбасир Гасанов
Дауд Кудалинский (1604-1672)
Омар из Кудали (1740-1801)
Эльдаров Камиль Магомедович
Хасан Младший (1788-1878)
Башир Пиртузилов
Камилов Ибрагимхан
Джафаров Магомед
Халил Фаталиев
Хасан Старший (1718-1795)
Муртаза из Кудали
Ахтаев Ахмад-Кади (Да будет с ним милость Аллаха)
Ислам
Гостевая

 

 

Здесь   может   быть
Ваша
реклама
js5

Календарь графический

Место
для
вашего
объявления!!!

"Студия Дизайна"
Изготовление,
размещение,
обслуживание
WEB-проектов
Мельница из слов
Погода на rp5.ru
Погода на rp5.ru
Погода на rp5.ru
 Copyright © kudaliaspir999@mail.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3